У кого возникают нарушения речи?
Никто не застрахован от расстройства речи, мало того, трудно найти человека, которому они не были бы знакомы не только в результате наблюдений за другими людьми, но и по собственному опыту. Наверняка у вас случались от волнения запинки или даже временная потеря дара речи. Вы хоть раз не могли подобрать нужное слово? Но можно ли все эти досадные недоразумения считать настоящим расстройством речи, а нас всех нуждающимися в логопедии? К счастью, нет. Дело в том, что надо различать случайные сбои речи и достаточно устойчивые ее нарушения. Первые обычно быстро проходят вместе с вызвавшими их временными обстоятельствами (волнение, усталость, экстремальная ситуация); вторые обусловлены какими – либо серьезными и чаще всего длительно действующими причинами.
Кто же подвержен риску нарушения речи? Прежде всего, дети в период ее становления. Те, у кого имеются какие-либо повреждения мозговых центров, отвечающих за речь, или исполнительных речевых органов.
Что нужно знать родителям, чтобы своевременно заметить нарушение речи? Прежде всего, прислушаться к речи своего ребенка, обратив внимание на то, как он воспринимает и произносит звуки, понимает смысл слов и предложений, владеет словарем и грамматикой, умеет читать и писать, если учится в школе.
Нужно срочно обратиться к логопеду, если ваш ребенок: - не понимает инструкций, не может показать называемый объект, не дифференцирует близкие фонемы (б-п, г-к, т-д и т.д.); - затрудняется в произнесении отдельных слов, ищет нужные артикуляции, путает близкие по произношению звуки (л-н, б-м); - не может переключиться с одной артикуляции на другую, застревает на отдельных звуках, многократно повторяет звуки; - не понимает грамматических конструкций, не правильно употребляет падежи, предлоги.
Также следует обратить внимание на особенности неречевых форм коммуникации: - просит только жестами или плачем; - не смотрит в глаза своему собеседнику; - не кивает головой («да», «нет»); - не машет ручкой («до свидания»).
Поскольку сначала ребенок учится понимать речь, на ранних этапах его развития нужно уделить внимание тому, как он: - знает свое имя (реагирует на имя); - различает имена близких людей (реагируя на вопросы «где мама? Где папа?», поворачивает голову в их сторону); - понимает простые вопросы («где ляля?»); - выполняет простую инструкцию («дай это маме»); - пытается выполнить словесную инструкцию в два хорошо знакомых действия («накорми куклу и уложи ее спать»).
Шведова Т.И. Учитель-логопед, высшая квалификационная категория |