Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Парфинович | Регистрация | Вход
Главное меню

Поиск по сайту

Формирование функциональной грамотности учащихся

на уроках информатики

Парфинович Мария Александровна,

учитель информатики,

МБОУ СШ №2 г.Енисейска

Красноярского края

Проблема - практическая составляющая деятельности ученика включает умение оценивать числовые параметры информационных процессов, т.е. умение рационально выполнять математические вычисления, быстро строить математические модели для решения задач, владеть навыками устного счета (степень числа 2, сокращение чисел при вычислении значения обыкновенной дроби, и т.д.). Учащиеся, находясь на уроке информатики, «забывают» законы математики, физики и других дисциплин, что приводить к увеличению времени на решение задач. Часовой нагрузки, которая отводится на предмет, катастрофически не хватает для изучения, отработки и закрепления материала. Что приводит к снижению качества обучения.

Цель – повышение качества обучения на уроках информатики через формирование функциональной грамотности.

Задачи:

  1. Сформировать банк заданий, направленный на формирование функциональной грамотности, как отдельных составляющих так и нескольких видов грамотности.
  2. Повысить средний балл успеваемости учащихся по информатике.
  3. Создать условия для понимания того, что предмет информатика и ИКТ один из ключевых предметов, объединяющий и примиряющий, способствующий изучению любого учебного предмета и не только посредством ИКТ.

Актуальность

На всероссийском совещании региональных министров, которое состоялось 28 июня 2019 года, были представлены первые результаты проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности»

В 2020 году в рамках данного проекта впервые будет проведена оценка сформированности функциональной грамотности школьников на основе национального инструментария, разработанного специалистами «Института стратегии развития образования Российской академии образования».

Для успешного формирования функциональной грамотности в учебном процессе учителя должны получить ответы на следующие вопросы:

- Что понимается под функциональной грамотностью и ее отдельными составляющими?

- Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?

- Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?

В качестве основных ориентиров при обсуждении вопросов, связанных с функциональной грамотностью учащихся будем использовать работы отечественных ученых и положения международного исследования PISA, в рамках которого впервые были разработаны подходы к оценке функциональной грамотности и получены данные об уровне функциональной грамотности школьников в странах мира. Приведем три определения, которые раскрывают основной смысл данного понятия.

Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач.

Основной вопрос, на который отвечает исследование PISA: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе»

Наталья Федоровна Виноградова: «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности, …»

Анализ приведенных определений показывает, что основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции. На практике функциональная грамотность проявляется в действиях учащихся, а оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения учащихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

В качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть компонентов: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Читательская грамотность

Способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Под Математической грамотностью понимается Математические рассуждения и решение математических задач.

Финансовая грамотность

Знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.

Естественнонаучная грамотность

Это Способность научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

В 2018 году был введен новый параметр Глобальные компетенции

Под этим параметром понимается Способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия.

В 2021 году будет введен мониторинг еще одной составляющей функциональной грамотности – это креативное мышление, т.е. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного творчества.

Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

Вот и ответ на поставленный вопрос Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблем из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Таким образом, для успешной реализации ФГОС общего образования необходимо повышать уровень функциональной грамотности российских школьников, т е за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

В связи с этим я решила проанализировать систему заданий, которые использую в учебном процессе. Я понимаю, что результат работы заложен в тех материалах, с которыми я прихожу на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома при подготовке к уроку.

Для того, чтобы переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью, важно ответить на вопросы: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?

Поиск ответов на эти вопросы легли в основу моей индивидуальной образовательной программы, реализацию которой я начала в этом учебном году.

Мною были разработаны несколько заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, как отдельных составляющих так и нескольких видов грамотности.

Для реализации практики можно применять различные технологии, мной используются следующие средства:

Системно-деятельностный подход;

Практико-ориентированные технологии;

Технологии: игровая; групповая; развивающая; технология, основанная на создании учебной ситуации; ИКТ.

Приемы: Математические бои; Лови ошибку; Игровые упражнения; Умная шпаргалка.

Для измерения результатов образовательной практики использую:

- учебный проект;

- ненормированный тест (учебное задание);

- комплексные-практические задания;

- многофункциональные игры.

Результаты

- Банк заданий, направленный на формирование функциональной грамотности («Поисковый отряд», «Солнечная система», «Бюджет семьи», «Деловая игра», учебный проект «Вирусы и антивирусные программы» и др.);

- Повышение основных образовательных показателей;

Результаты 8 класса за 1 и 2 четверти 2019-2020 учебного года.


- Для участия на конкурсах, конференциях, форумах учащиеся стали больше выбирать работы интегрированного характера («Компьютерные игры как искусство», «Вред компьютерных игр», «Компьютерный сленг» и др.).

Реквизиты школы
ОКВЕД: 80,21,2
Адрес: Красноярский край, г.Енисейск, ул.Бабкина 46
Индекс: 663180
Тел.: 2-39(195) 2-31-66
Факс: 2-39(195) 2-33-16
ИНН: 2447004256
КПП: 244701001

Информация!



Дорожная карта

75 лет Победы!

Для родителей

Госуслуги

Информация

Поделиться

Логотип Школы


Погода в Енисейске


Школьная баскетбольная
лига


Друзья сайта
  • Сайт Школы№1
  • Сайт Школы№7
  • Сайт Школы№9
  • МКУ «Управление образования г.Енисейска»
  • Сайт г.Енисейска

  • Календарь
    «  Июнь 2021  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    282930

    Архив записей

    Форма входа



    Copyright МБОУ СОШ №2 © 2021
    Создать бесплатный сайт с uCoz
    var uhe = 2, lng = 'ru', has = 0, imgs = 1, bg = 1, hwidth = 0, bgs = ['1','2'], fonts = ['17','19','21']; $(document).ready(function(){uhpv(has)});