Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Бондаренко | Регистрация | Вход
Главное меню

Поиск по сайту

Танцетерапия как средство снятия

эмоциональной и физической напряженности детей

Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Создаваясь на протяжении многих столетий, танец стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа. Воспитание детей на высоких образцах классического, народного и бального танцев развивает у них высокий художественный вкус и иммунитет против примитивного, пошлого, вульгарного. В процессе обучения развиваются физические данные учащихся, формируются необходимые технические навыки, накапливается определенный запас лексики. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение.

Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учит понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.

Развиваясь, ребёнок осознаёт себя через тело. Именно телесный опыт является фундаментом психического развития, поэтому подавляя негативные чувства, человек приходит к внутренним конфликтам, когда эмоции «отсекаются» от движения, действия - от мышления и чувств, понимание - от поведения. С возрастом эмоциональные переживания «врастают в память тела» и фиксируются в нём. Маски и роли, избранные как способ защиты от переживаний, образуют «мышечный панцирь» - зоны хронических напряжений и зажимов в теле. Они блокируют жизненную энергию, эмоции, силы; ограничивают подвижность, снижают качество жизни; ведут к заболеваниям и старению.

Хореография и психология – полезное сотрудничество. Чем оно может быть полезно? Положительные результаты использования психологических тренингов и упражнений у спортсменов с целью победы на соревнованиях, для восстановления после травм, для повышения стрессоустойчивости – всё это хорошо известно в профессиональном спорте. Но это поле психологии менее развито в хореографии. Многие профессиональные танцоры, коллективы включают в свою работу психологические практики.

Основоположницей танцетерапии стала американка Мэрион Чейс в 30-х годах XIX столетия. Она работала с постановкой классических видов танца, но заметила положительное влияние танцевальных движений на самочувствие и настроение людей. Мэрион стала добавлять свободные движения, чтобы человек мог раскрепоститься.

На курсах «Танцетерапия в воспитании творческих детей» я изучила некоторые аспекты психологических знаний в подготовке танцовщиков. На своих занятиях хореографией я стала внедрять психологические упражнения (из курса), которые важны для развития личности в целом. Это умение выйти из стресса, умение налаживать контакт, умение выдерживать нагрузки.

Коррекционную работу с детьми с помощью танца строю с применением упражнений и танцевальных движений, направленных на познание тела, развитие чувства пространства. В первую очередь, ребёнку даю почувствовать своё тело через тактильное взаимодействие, восстановить психомоторную активность организма, восстанавливая ощущения глубокой чувствительности и одновременно психологического чувства доверия. Помимо движений, важным моментом является голос. Высвобождение голоса улучшает мышечный тонус, звучание способствует интеграции.

Каждому хореографу хочется, чтобы танцоры безошибочно двигались с точки зрения техники исполнения, чтобы «жили в танце», передавали эмоции. Но вместо выразительности дети-подростки могут испытывать эмоциональное и физическое напряжение, которое выражается в зажатости, стеснении, неумении общаться и выразить свои мысли. Одна из причин такой зажатости - несовершенство собственного тела и, как следствие, недовольство своей фигурой. Дети не понимают, что это временные трудности, связанные с их возрастными особенностями.

Джо Диспенза сказал: «Любой психолог скажет, что самоощущение подростка выражается одним-единственным словом: неуверенность».

Отсюда возникает проблема: эмоциональная и физическая напряженность детей в раннем подростковом возрасте. Для решения этой проблемы на занятиях провожу упражнения на развитие артистичности, даю задания на импровизацию.

Цель:

Комплексное снятие эмоциональной и физической напряжённости детей в раннем подростковом возрасте через танцетерапию.

Задачи:

· Формировать чувство ритма, ладовое чувство в процессе обучения хореографии.

· Улучшать физическое состояние и здоровье детей.

· Проводить тренинги на снятие эмоционального напряжения обучающихся и повышение их самооценки.

· Привлекать обучающихся к импровизации, созданию творческих этюдов.

Для решения данных задач я стала использовать упражнения и тренинги, направленные на:

- снятие эмоционального и физического напряжения;

- развитие пластичности;

- развитие творческих способностей, импровизации;

-формирование положительных отношений в коллективе;

- восстановление жизненной энергии;

- развитие межличностного доверия.

Подробное описание используемых упражнений дано в приложении. Упражнения.docx

В результате использования упражнений танцетерапии, приемов импровизации дети стали не только раскрепощеннее, пластичнее и увереннее на сцене, но и сами создают творческие этюды.

При выполнении танцевальных связок дети полностью используют пространство.

В коллективе улучшились взаимоотношения, нет изгоев, дети чувствуют плечо товарища, доверяют друг другу.

Первоначально я провела начальную диагностику качеств личности танцоров. Для этого воспользовалась общеизвестными методиками:

  1. 1.К.Маховер, Ф.Гудинаф. Тест «Рисунок человека». Методики.docx Эта методика помогает определить индивидуальные особенности личности, такие, как: представление о себе, коммуникабельность, тревожность, межличностные отношения, патология развития, интеллект.
  1. .Дж.БукТест «Дом-дерево-человек». Методики.docx. Данная методика позволяет изучить: оценку личности; уровень его развития, работоспособности и интеграции; взаимоотношения с окружающим миром.

Затем после первичных тестов («Рисунок человека», «Дом – дерево – человек») на своих занятиях стала отводить время на выполнение упражнений и тренингов из танцетерапии, предложенные в методике. При этом проводила наблюдение за качеством выполнения танцевальных упражнений и делала некоторые выводы.

По качеству выполнения данных упражнений можно определить начальный уровень эмоциональной и физической напряженности детей, есть ли проблемы у ребенка при вхождении в коллектив.

Конечно, на начальном этапе реализации практики мне пришлось столкнуться с проблемами и трудностями.

В начале применения танцетерапии появилась нехватка времени на отработку танцевальных связок при подготовке танцевальных номеров, так как психологические упражнения занимали достаточно много времени в условиях 40-минутного занятия.

На начальных этапах внедрения дети стеснялись. Например, при выполнении упражнения «Танец четырех стихий» многие дети стояли на месте, не использовали пространство вокруг себя, что говорит о внутренней зажатости. В упражнениях, где нужно было импровизировать, такие дети были сильно напряжены и испытывали затруднения.

Сложность в рефлексии: после выполнения упражнений многие дети не могли объяснить своих ощущений.

Но хочется отметить, что танцетерапия - безопасный метод для устранения психологических проблем, который можно применить в любом возрасте. Она может стать отличным вариантом для коррекции сложностей во взаимоотношениях в семье, в коллективе и просто хорошим средством для улучшения самочувствия.

Тесты предназначены как для взрослых, так и для детей. Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Предпочтение отдается индивидуальному тестированию, дающему большие возможности для наблюдения.

Упражнения неоднократно повторяются до тех пор, пока дети станут эмоционально и физически раскрепощенными, будут участвовать непринужденно в импровизациях, причем используя всё окружающее пространство, станут более пластичными. Через танец человек освобождается от отрицательных эмоций. Танец снимает напряжение, тревожность, агрессивность, несет оздоровительную функцию.

Каждый заинтересовавшийся в танцетерапии найдет свое. Можно предложить женщинам с женскими проблемами - танец живота, застенчивым - фламенго, неуверенным в себе подросткам - хип-хоп.

Я использую разные упражнения на своих занятиях, после выполнения которых обязательно проводится рефлексия с проговариванием чувств, которые дети испытали во время выполнения того или иного упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗЕРКАЛО». Данное упражнение способствует формированию зеркальных нейронов. От количества зеркальных нейронов зависит насколько сформировано у ребенка чувство эмпатии (в детстве это чувство формируют отношения с мамой. Если чего-то в детстве ребенок не дополучил, то у него возникает агрессия). То есть исполнением данного упражнения способствуем снятию агрессии.

УПРАЖНЕНИЕ «ХОЖДЕНИЕ СПИНОЙ». Данное упражнение на развитие межличностного доверия, умения чувствовать других.

УПРАЖНЕНИЕ «ТАНЕЦ ЧЕТЫРЁХ СТИХИЙ». Это танец, который восстанавливает энергетику человека. Данное упражнение хорошо помогает при эмоциональном выгорании.

УПРАЖНЕНИЕ «ТАНЕЦ НАОБОРОТ». Данное упражнение помогает разрушить стереотипы с помощью танца. Человеку легче выходить из тупиковых жизненных ситуаций, находить новые (творческие) нестандартные решения стандартных задач.

УПРАЖНЕНИЕ «ТЕНЬ». Данное упражнение способствует снятию чувства тревожности.

Основные результаты танцевальной терапии:

В результате использования упражнений танцетерапии, приемов импровизации дети стали не только раскрепощеннее, пластичнее и увереннее на сцене, но и сами создают творческие этюды.

При выполнении танцевальных связок дети полностью используют пространство.

В коллективе улучшились взаимоотношения, нет изгоев, дети чувствуют плечо товарища, доверяют друг другу.

В целом, можно отметить еще такие результаты, как улучшение соматического состояния человека, дети стали более коммуникабельными (ведь вместе с уверенностью, человек преодолевает робость. Умение работать в команде способствует человеку ощутить свою значимость, улучшить социальные навыки и способствует развитию общительности), освобождение от агрессии, так как повышенная эмоциональность — далеко не единственное, от чего помогают избавиться танцы. Человеку часто бывает необходимо выпустить пар и реализовать свою агрессию. Лучше всего излишки энергии можно выплеснуть с помощью физических нагрузок, которые нужно совмещать с грациозностью и самоконтролем.

Также считаю хорошим результатом использования методов танцетерапии успешное участие коллектива в массовых мероприятиях разного уровня:

- школьный уровень: «День Знаний», «День Учителя», «День Матери», «Супер-Мамочка», «Супер-бабушка», «Новогодние утренники», «8 Марта», «Чаепитие для бабушек», «Раут лучших учащихся школы», «Встреча выпускников», «Выпускной вечер»;

- муниципальный уровень: «День Учителя», «День старшего поколения», «День автомобилиста», «День социального работника», «День детства», открытое родительское собрание, «День МЧС», «Ученик года», «Учитель года», городская образовательно-воспитательная программа «Культурный калейдоскоп» модуль «Енисейск культурный», фестиваль «Осенний вернисаж», «Доброфорум-2018», «400-летие города Енисейска»;

- краевой уровень: региональный форум «Гражданственность через образование» (участники творческих площадок: «80-летие Красноярского края», «Всё, что сердцу дорого, - это наша Родина», «Хоровод мира»).

А также результаты участия в городских, краевых и международных конкурсах:

год

Уровень

Мероприятие

Результат

2016 - 2017

муниципальный

VI танцевальный фестиваль «Танцы под солнцем»

Победитель в номинации

- современная хореография

- народная хореография

Муниципальный этап VI краевого творческого фестиваля «Таланты без границ»

Победитель в номинации

- народная хореография

Участник в номинации

- эстрадная хореография

зональный

Краевой творческий фестиваль «Таланты без границ»

Призёр в номинации

- народно-стилизованный танец

2017-2018

муниципальный

VIII танцевальный фестиваль «Танцы под солнцем»

Победитель в номинации

- народный танец

Призёр в номинации

- народный танец

Муниципальный этап VII краевого творческого фестиваля «Таланты без границ»

Победитель в номинации

- народно-стилизованная хореография

- современная хореография

зональный

Межмуниципальный этап VII краевого творческого фестиваля «Таланты без границ»

Победитель в номинации

- народно-стилизованная хореография

Призёр в номинации

- современная хореография

краевой

Открытый фестиваль любительских хореографических коллективов «Сосновоборская весна»

Участник в номинации

- народный танец

международный

III Международный онлайн-конкурс хореографического искусства «Вдохновение»

Лауреат II степени (выход в финал IV Международного конкурса «GRAND FESTIVAL»)

2018 - 2019

муниципальный

VIII Межмуниципальный этап краевого фестиваля «Таланты без границ»

Победитель в номинации

- народная хореография

IХ городской танцевальный фестиваль «Танцы под солнцем»

Победитель в номинации

- народный танец

зональный

IХ открытый конкурс детского танцевального творчества «Енисейские звёздочки»

Диплом III степени в номинации

- юный исполнитель (старшая группа)

международный

VII Международный онлайн-конкурс хореографического искусства «Вдохновение»

Участник в номинации

- народная хореография

2019-2020

Муниципальный

IХ Межмуниципальный этап краевого фестиваля «Таланты без границ»

Победитель в номинации:

- современная хореография

Призёр в номинации:

- народно-стилизованная хореография

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение танцетерапии на занятиях хореографии решает сразу несколько задач: снятие эмоционального напряжения у детей, развитие коммуникативных навыков учащихся, особенно у детей, испытывающих проблемы в общении, снятие мышечного напряжения, развитие творческой активности.

Занятия танцами - это позитивная встряска для организма, они повышают стрессоустойчивость, развивают координацию движений и выводят из депрессии. Это не только оздоровительный фактор, но и замечательная возможность выразить эмоции. А это одна из форм работы над развитием творческих способностей детей.

У танцетерапии нет определенного образца результата. Для меня важнее, что человек чувствует, когда движется. Я обращаю внимание на характер движений ребенка, как он движется, сколько пространства он занимает. Через танец человек освобождается от эмоций, в т.ч. и от негативных. Танец снимает напряжение, тревожность, агрессивность, несёт оздоровительную функцию.

Реквизиты школы
ОКВЕД: 80,21,2
Адрес: Красноярский край, г.Енисейск, ул.Бабкина 46
Индекс: 663180
Тел.: 2-39(195) 2-31-66
Факс: 2-39(195) 2-33-16
ИНН: 2447004256
КПП: 244701001

Информация!



Дорожная карта

75 лет Победы!

Для родителей

Госуслуги

Информация

Поделиться

Логотип Школы


Погода в Енисейске


Школьная баскетбольная
лига


Друзья сайта
  • Сайт Школы№1
  • Сайт Школы№7
  • Сайт Школы№9
  • МКУ «Управление образования г.Енисейска»
  • Сайт г.Енисейска

  • Календарь
    «  Июнь 2021  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    282930

    Архив записей

    Форма входа



    Copyright МБОУ СОШ №2 © 2021
    Создать бесплатный сайт с uCoz
    var uhe = 2, lng = 'ru', has = 0, imgs = 1, bg = 1, hwidth = 0, bgs = ['1','2'], fonts = ['17','19','21']; $(document).ready(function(){uhpv(has)});